Экология

1 тур Зонального командного турнира "Увлекательная экология"
20 марта 2017 года
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в целях улучшения экологической безопасности страны и привлечения внимания к экологическим проблемам, существующим в области защиты природы подписан Указ № 7 от 15.01.2016 «О проведении в Российской Федерации Года экологии». 20 марта 2017 года  прошел первый тур зонального командного турнира «Увлекательная экология»  в стенах Центра детского творчества МБОУ ДО ЦВР «Радуга», посвященный Году экологии.  По итогам Турнира:
1 место МБОУ «Средняя школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов»
2 место МБОУ «Школа № 77» г. Нижний Новгород
3 место ГБПОУ «Нижегородский индустриальный колледж» 
 
Районный командный турнир "Кладовая солнца"
2 этап
16 февраля 2017 года в Центре детского творчества МБОУ ДО ЦВР "Радуга" состоялся 2 этап районного командного экологического турнира "Кладовая солнца". В Турнире приняли участие команды обучающихся образовательных организаций Городецкого муниципального района: МБОУ "Зарубинская основная школа", МБОУ "Зиняковская основная школа", МБОУ "Бриляковская средняя школа", МБОУ "Средняя школа № 4". В ходе Турнира команды предоставляли решения трех тем "Застройка", "Пал травы", "Первоцветы", в которых предлагали новые решения проблем использования пустырей и луговин в Нижегородской области с сохранением экосистем; устанавливали причины пала, и его негативное воздействие на человека и экосистемы; выявляли причины гибели первоцветов и предлагали сохранить их. В ходе Турниа жюри были отмечаны:  Клевошин Артем – МБОУ «Зарубинская основная школа» - руководитель Глазунова Любовь Алексеевна и Глушич Анна с Новоселовой Софьей – МБОУ «Бриляковская средняя школа» - руководитель Донскова Оксана Валерьевна - как Лучшие Докладчики. Лучшими рецензентами были отмечаны Тюрина Анна – МБОУ «Зарубинская основная школа» - руководитель Глазунова Любовь Алексеевна и Потапов Даниил – МБОУ «Зиняковская основная школа» - руководитель Румянцева Елена Николаевна;
Итоги Турнира:
1 место – команда МБОУ «Зарубинская основная общеобразовательная школа» - руководитель  Глазунова Любовь Алексеевна;
2 место – команда МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» -руководитель Орехова Тамара Григорьевна, Фоминых Тамара Сергеевна;
3 место – команда МБОУ «Зиняковская основная школа» - руководитель Румянцева Елена Николаевна;
3 место – команда МБОУ «Бриляковская средняя школа» - руководитель Донскова Оксана Валерьевна;
участие – команда МБОУ «Строчковская средняя школа» - руководитель Житник Нина Юрьевна.
Районный командный турнир "Кладовая солнца"
1 этап
06 февраля 2017 года в Центре детского творчества МБОУ ДО ЦВР «Радуга» прошел первый этап районного командного экологического турнира «Кладовая солнца». Цель Турнира – формирование у обучающихся умения логически мыслить, анализировать и решать экологические проблемы. В Турнире приняли участие команды обучающихся образовательных организаций города Заволжья: МБОУ «Средняя школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов», МБОУ «Средняя школа № 3», МБОУ «Средняя школа № 8», ЧОУРО «Православная гимназия имени святого благоверного князя А. Невского».  В ходе Турнира команды предоставляли решения трех тем: «Застройка», «Пал травы», «Первоцветы», в которых предлагали новые решения проблем заброшенных территорий, устанавливали причины весеннего и осеннего пала травы, предлагали решения для сохранения первоцветов. В ходе Турнира жюри выбрало Лучшего оппонента - Исакову Анастасию – МБОУ «Средняя школа № 3» - руководитель Моносова Елена Славовна, и Лучших докладчиков - Елопова Федора и Арсения Луканькина – МБОУ «Средняя школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов» - руководители Хрипунова Татьяна Вадимовна, Пасюта Анастасия Васильевна;
Итоги Турнира:
1 место – МБОУ «Средняя школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов»;
2 место – ЧОУРО «Православная гимназия имени святого благоверного князя А. Невского»;
3 место – МБОУ «Средняя школа № 3»;
4 место – МБОУ «Средняя школа № 8».
Методист МБОУ ДО ЦВР «Радуга»
Кутасова Елена Витальевна
 

МАСТЕР-КЛАСС

«ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГОРОДСКОМ ЛАНДШАФТЕ»

19 апреля 2016 года в 13.00

по адресу пл. Минина д.7 (2 корпус НГПУ), 307 аудитория (третий этаж, правое крыло) на базе кафедры географии, географического и геоэкологического образования был организован мастер-класс

С целью формирования географической и  экологической культуры учащихся на основе изучения ближайшего окружения (района), раскрытия особенностей восприятия, освоения, оценки и поведения человека в районе города, изучения функциональных зон был проведен мастер-класс для учащихся общеобразовательных школ г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области «Жизнедеятельность в городском ландшафте».

В соответствии с поставленными задачами, в ходе мастер-класса учащиеся:

1. Ознакомились с культурными городскими ландшафтами Нижегородской области и г. Нижнего Новгорода с использованием материалов компьютерной презентации,  эвристической беседы с опорой на личный опыт учащихся по восприятию любимых уголков городского ландшафта, культуротворческого диалога «Пейзаж нашего города».

2. Изучили эстетические свойства ландшафта ближайшего микрорайона. Знакомимся с понятиями «культурный» и «деструктивный» ландшафт на основе игры-путешествия по зонам города  - (на примере Сормовского и Нижегородского районов Нижнего Новгорода) и изготовления паспорта данного маршрута.

3. Развили готовность к творческой преобразующей деятельности по разработке комплекса культурно-экологических, пропагандистских мер по сохранению ландшафта Нижнего Новгорода. Проектируем культурный городской ландшафт будущего – создаем проект благоустройства микрорайонов, пришкольного участка, придомовой территории, соответствующих требованиям культурного городского ландшафта на основе использования метода проектирования. Результат работы – авторские  туристические маршруты с объектами - культурными городскими ландшафтами Нижегородской области и г. Нижнего Новгорода (работа в группах).

4. «Мое поведение в своем районе» - сформировали навыки ответственного, бережного отношения к культурному городскому ландшафту на основе метода моделирования  Нижегородской области с использованием современных фотоматериалов и фотографий известных нижегородских фотохудожников (Подборка фотографий «Разнообразие и монотонность районов» (творческое задание).

5. Познакомились с функциональными зонами города: промышленные, транспортные, селитебные, рекреационные. Составили картосхемы города с выделением границ районов с использованием карты районов. Придумали Герб районов (значок) и  выделили в районах природные и культурные особенности при помощи работы «Наш город – наше лицо».

6. Проявили интерес к геоэкологическому образованию и получили профессиональное консультирование по проблемам изучения, сохранения культурного городского ландшафта, в выборе профессии.

 

Продолжительность мастер-класса составила 1 ч.30 мин.

В мастер-классе приняли участие более 30 учащихся 9, 10, 11 классов Нижегородской области и г. Н. Новгорода.

Резюме. В результате работы в рамках мастер-класса, учащиеся показали осознание идей гармонизации взаимоотношений человека и городского ландшафта, «вписанности» человека ландшафт на примере культурного ландшафта Нижегородской области и Нижнего Новгорода, освоили основные этические нормы и правила поведения в городском ландшафте, способы его изучения, охраны и восстановления, приобрели навыки гармоничного взаимодействия с природой и обогатили свой эмоционально-духовный и нравственный мир, показали развитие готовности к творческой преобразующей деятельности по сохранению культурных ландшафтов с учетом региональных особенностей. Все поставленные задачи мастер-класса «Жизнедеятельность в городском ландшафте» были успешно достигнуты.

 

Организаторы мастер-класса:

к.геогр.н, доцент Соткина С.А.

к.пед. н., доцент Шевченко И.А.

к.пед.н., доцент Смирнова О.В.

МАСТЕР-КЛАСС

«В сотворчестве с природой или как сохранить наследие земли Нижегородской»,

18 апреля 2016 года в 13.00

по адресу пл. Минина д.7 (2 корпус НГПУ), 307 аудитория (третий этаж, правое крыло) на базе кафедры географии, географического и геоэкологического образования был организован мастер-класс

С целью формирования географической и экологической культуры на основе практических методов изучения и сохранения природного и культурного наследия был проведен мастер-класс для учащихся общеобразовательных школ г. Нижнего Новгорода и Городецкого района  «В сотворчестве с природой или как сохранить наследие земли Нижегородской». В соответствии с поставленными задачами, в ходе мастер-класса учащиеся:

1. Ознакомились с природными и культурными жемчужинами земли Нижегородской с использованием материалов компьютерной презентации,  эвристической беседы, культуротворческого диалога.

2. Освоили социальные нормы и правила поведения в окружающей среде на основе разработки маршрута культурно-экологической тропы ближайшего окружения «Удивительное рядом» и изготовления паспорта данного маршрута.

3. Развили готовность к творческой преобразующей деятельности по сохранению наследия с учетом региональных особенностей на основе использования метода проектирования. Результат работы – авторские  экотуристические маршруты по Нижегородской земле с объектами  природного и культурного наследия (работа в группах);

4. Сформировали навыки ответственного, бережного отношения к природным и культурным достояниям на основе метода моделирования  наследия Нижегородской земли с использованием современных фотоматериалов и фотографий известных нижегородских фотохудожников XIX века. Работа с фотографиями вызвала особый интерес школьников и повлияла на эстетическую восприимчивость малой родины через объекты природного и культурного наследия;

5. Осознали важность семейных традиций и отношений в жизни человека и общества, проявили уважительное отношение к семье при помощи работы "Чти свои корни», каждый школьник составил генеалогическое древо своей семьи.

6. Проявили интерес к геоэкологическому образованию и получили профессиональное консультирование в выборе профессии.

Продолжительность мастер-класса составила 1 ч.20 мин.

Всего в мастер - классе приняло участие 55 школьников 9, 10, 11 классов.

Резюме. В результате работы в рамках мастер-класса, учащиеся показали высокую заинтересованность проблемами сохранения наследия Нижегородской области и г. Н. Новгорода, освоили основные способы его изучения, охраны и восстановления, приобрели навыки гармоничного взаимодействия с природой и обогатили свой эмоционально-духовный и нравственный мир. Все поставленные задачи мастер-класса «В сотворчестве с природой или как сохранить наследие земли Нижегородской» были успешно достигнуты.

Организаторы мастер-класса:

к.геогр.н, доцент Кривдина И.Ю.

к.пед. н., доцент Шевченко И.А.

к.пед.н., доцент Мартилова Н.В.

к.пед.н., доцент Бадьин М.А.

  

 

 

 

Изучение и описание растительности луга

         1. Местоположение луга. Его происхождение (заливной, материковый). Состояние луга. Материковый луг разделить на низинный или суходольный.

         2. При описании заливного луга укажите преобладающую растительность пониженных и повышенных мест. На суходольном или низинном лугу отметьте общий характер растительности и ее состояние.

         3. Отметьте появление на лугу мхов и кочек или кустарников разных видов.

         4. Сделайте подробное описание травостоя и определите тип луга (разнотравно-злаковый, осоково-злаковый).

         5. Укажите ценные кормовые, медоносные и ядовитые растения, их обилие.

         6. Как луг используется  человеком (сенокосы, выпас скота и др.)

         7. Какие изменения вносит человек в луговую растительность (вырубка кустарников, уничтожение ядовитых растений, подсев трав и др.)

         8. Полученные данные можно записать в виде таблицы:

Выбирается площадка 10х 10м.

Тип луга и название растительности местности…………………………………

Флористический состав травостоя………………………………………………...

Название растений

ярус

Обилие

Фенофаза

Средняя высота

Примеч.

 

 

 

 

 

 

Средняя высота травостоя, см………………………………

Общее проектированное покрытие, проц……………………….

Закустаренность, проц., и виды кустарников……………………

Закочкаренность, проц………………………………………………

Замшелость, проц…………………………………………………….

Использование…………………………………………………………

Культурно-техническое состояние луга…………………………………

Испол. Литература: методика проведения экологических исследований природных объектов (Авторы Давыдько Р.Б, Шальнов С.М., Анучин С.Б.) г. Н. Новгород 1991г.

Изучение и описание обнажения.

При описании обнажений желательно придерживаться следующего порядка.

1. В полевом дневнике поставить номер исследуемого обнажения, зарисовать его схему.

2. Указать местоположение обнажения, характер местности, на котором изучается обнажение, размеры (высоту, длину) и характер обнажения (обрыв, осыпь и т.д)

3. Внимательно осмотреть каждую часть обнажения, сфотографировать обнажение целиком, в качестве масштаба можно поставить геологический молоток или метровую палку.

4. Описание пластов проводиться от нижних к верхним, закрепляется мощность каждого пласта и обозначается отдельной буквой. Затем указывается цвет, излом, строение и минералогический состав породы.

5. Необходимо взять образец из каждого пласта, пронумировать их и составить этикетку. Образец должен иметь размер 6х9 см и 9х12 см при толщине 1,5х3 см. Все образцы сложить в нумерованный мешочек и этот номер отметить в дневнике или записной книжке.

В дневнике зарисовать схематично план и размер горных пород с указанием всех снятых разрезов, под известным номером записывается место и время взятия образца пород или окаменелости, на какой высоте в метрах (над длиной реки, над уровнем воды в реке или на дне оврага) взят образец, из какой части толщи воды (верхняя, средняя, нижняя). Если встретятся кости животных, отпечатки растений, необходимо записать, в каких слоях они найдены, затем определить вид растений и животных. Запись в дневнике или записной книжке должна быть по возможности полная.

6. По зарисовкам обнажения можно составить геологическую колонку. По различным обнажениям района попытайтесь воссоздать геологическую историю развития этой территории. О правильности своего предположения вы можете проконсультироваться со специалистами геологического управления, кафедры физической географии государственного педагогического университета или в музее.

7. Образцы геологических обнажений разместите в краеведческом музее или географическом кабинете. Хорошо сохранившиеся образцы должны иметь этикетку по форме № образца, № школы, район, район работы, место взятия образца (овраг, шурф, карьер,т.д), обнажение №, слой, даты: число, месяц, год. Кто собирал, Ф.И.О, класс, подпись.

Испол. Литература: методика проведения экологических исследований природных объектов (Авторы Давыдько Р.Б, Шальнов С.М., Анучин С.Б.) г. Н. Новгород 1991г.

 

Изучение и описание оврагов.

1. Установите точное местонахождение оврага.

2. Выявите причину появления оврага (неправильная обработка земли, общее поднятие территории и др.)

3. Определите направление оврагов по сторонам горизонта.

4. Установите начало и устье оврага.

5. Определите высоту и характер склонов (крутой, пологий).

6. Вычертите план и профиль оврага.

7. Опишите, какие породы обнажаются в обрывах и склонах оврага, измерьте мощность каждого горизонта.

8. В какой части оврага наблюдаются обрывы, какую длину имеет каждый из них?

9. Проведите исследование и узнайте, на какое расстояние увеличивается овраг за год, в какое время года происходит интенсивный его рост, в какой части растет овраг?

10. Имеются ли выходы грунтовых вод, ключей, имеются ли заболоченные участки, западины или постоянные, временные водотоки, блюдцеобразные углубления, заполненные водой? Отметьте их местонахождение на профиле или плане оврага.

11. Встречаются ли где оползни, обвалы, на каком пути протяжения наблюдается, какой они ширины? Опишите толщину сползающего слоя и его минеральный состав.

12. Узнайте, какое количество оврагов имеется на данной территории.

 

Испол. Литература: методика проведения экологических исследований природных объектов (Авторы Давыдько Р.Б, Шальнов С.М., Анучин С.Б.) г. Н. Новгород 1991г.

 

Изучение и описание озера

         1. Местоположение. Название и происхождение названия.

         2. Где имеются удобные подходы к озеру (по сторонам горизонта). Отметьте их на карте.

         3. Если озеро небольшое, то произведите глазомерную съемку береговой линии (расстояния измеряются шагами, а углы поворотов по компасу), зарисуйте характер береговой линии на глаз.

         4. Опишите характер окружающей озеро местности.

         5. Измерьте с лодки (а зимой со льда) глубины озера.

         6. Вычертите на плане озера изобаты (линии разных глубин). Изобаты изображают подводный рельеф озера.

         7. Измерьте температуру воды на поверхности и на разных глубинах ( 1м, 2м, 3 м и т.д до дна).

         8. Определите с помощью белого диска прозрачность воды (определение ведется с теневой стороны лодки). На шнуре диска имеются метки длины. Как только диск стал не виден, отмечают глубину погружения.

         9. Определите цвет, запах, жесткость воды.

         10. Описание окружающей местности ведется по той же программе, что и описание реки.

         11.Характер берегов озера (возвышенные, низменные, каменистые, песчаные).

         12. Характер растительности берегов озера.

         13. Обозначьте на плане речки, ручьи, впадающие в озеро и вытекающие из него.

         14. Растительность тихих заливов. Прибрежная и донная растительность озера.

         15. Животный мир озера.

         16. Решите вопрос о происхождении озера и степени его зрелости (молодое, зрелое, старое).

 

Испол. Литература: методика проведения экологических исследований природных объектов (Авторы Давыдько Р.Б, Шальнов С.М., Анучин С.Б.) г. Н. Новгород 1991г.

Изучение и описание рельефа.

1. Изучите рельеф данной местности, укажите на его особенности.

2. Определите и опишите формы поверхности (холмистая, равнинная, пересеченная), высоту над уровнем моря, общий наклон поверхности и др.

3. Узнайте о геологическом прошлом и настоящем изучаемой территории, его связи с историей развития рельефа.

4. Выявите сеть оврагов на обследуемой территории.

5. Если на поверхности встречаются холмы, на карте отметьте места взятия образцов.

6. Если встречаются одинокие холмы, то ознакомьтесь с их формой и расположением в плане, определите высоту, крутизну склона, их ориентацию по сторонам горизонта, характер растительности, покрывающей склоны.

7. Если встречаются ледниковые формы рельефа (морены, валуны), опишите их.

8. Опишите наиболее часто встречающиеся полезные ископаемые.

 

Опросный лист по Масленице

ФИО опрашиваемого –

Возраст –

Место жительства –

Место работы –

 

1.     Как отмечалась Масленица в Вашей местности раньше? Как ее называют местные жители?

2.     Как она отмечается сейчас? Есть ли разница?

3.     Есть ли у Масленицы история. Знаете ли Вы, как появился этот праздник, связана ли с его появлением какая-либо легенда, предание?

4.     Кто приезжал (приезжает) на праздник (только родственники или гости из соседних деревень)?

5.     На какие из местных праздников ходили жители вашего села (деревни) в соседние населенные пункты? К кому они приходили?

6.     Посещают ли жители вашего села почитаемые объекты природы на Масленицу?

7.     Какие почитаемые объекты природы были связаны с Масленицей?

8.      Прерывалась ли в Вашем селе традиция празднования Масленицы. Если, да то кем и когда была восстановлена?

9.      Праздновалась ли Масленица во времена Советской власти? Если да, то, как он проходил?

10.  Есть ли какие-либо особые традиции связанные непосредственно с празднованием Масленицы?

11. Где проходил праздник, было ли особенное место его проведения, как оно называлось (называется)?

12. Была ли традиция общей трапезы во время Масленицы?

13. Приготавливались ли на Масленицу особенные блюда, имеющие место только в эти дни?

14. Как проходила трапеза?

15. Этот период был выходным или рабочим?

16. Запрет на какую деятельность был особенно важен в эти дни?

17. Как дети принимали участие в празднике, что они делали?

18. Принимаете ли Вы сами участие в праздновании Масленицы? Если да, то каким образом?

Схема описания колодцев.

         1. Адрес (деревня, город, поселок, район)

         2. Состояние колодца.

         3. Высота надземной части колодца.

         4. Глубина до воды.

         5. Температура воды.

         6. Номер отобранной пробы воды.

         7. Путем опроса местных жителей устанавливаются следующие данные:

А) Срок действия колодца.

Б)Глубина колодца.

В) В каких горных породах пройден колодец.

Г) для чего используется вода.

Д) Случаи ухудшения качества воды.

Схема изучения болота.

         1. Название болота (если имеется), происхождение названия.

         2. Местоположение болота (междуречье, водораздел, пойма, котловина озера, долина реки)

         3. Тип (низинное, верховое, переходное) и происхождение (зарастения озера, заболачивания луга, леса и др.)

         4. Рельеф окружающей местности и микрорельеф.

         5. Поверхность болота (плоская, выпуклая, вогнутая) и грунта (твердый, вязкий, мягкий).

         6. Растительность болота. Сомкнутость травостоя, виды мхов, их обилие. Древесная и кустарниковая растительность. Растительность кочек и бугров.

         7. Наличие открытых водных окон.

         8. Охрана болота (кто охраняет).

         9. Предложения по охране.

 

Схема описания родника

         1. Адрес (деревня, город, поселок, район).

         2. Местоположение (расположение и расстояние от населенного пункта).

         3. Характеристика местности (краткое описание местности, расположение родника в рельефе: овраг, склон балки, берег реки и т.п)

         4. Выход родника и его дебит:

А)из каких горных пород вытекает родник: пески, глины, мергель, песчаник, известняки; их строение, зернистость, трещиноватость;

Б)каой источник (нисходящий, восходящий; струиться или вытекает;

В)примерный дебит в л/мин или л/с.

         5. Свойства родниковой воды (прозрачность, вкусовые качества, температура, химический состав, минерализация, жесткость).

         6. Санитарное состояние родника, окружающей территории, обустройство (сруб, труба, каменная кладка),ограждение, озеленение.

         7. Использование родника (для питьевых целей, хозяйственных, сколько хозяйств берут воду).

         8. Охрана родника (кто охраняет, выполняет работы по благоустройству).

         9. Предложения по охране и благоустройству.

         10. Ф.И.О. учреждения, дата составления описи.

Испол. Литература: методика проведения экологических исследований природных объектов (Авторы Давыдько Р.Б, Шальнов С.М., Анучин С.Б.) г. Н. Новгород 1991г.

https://vk.com/solnehniykrug